вторник, 31 марта 2015 г.

Буханка хлеба

Эта история хоть и произошла со мной несколько лет назад, но до сих пор не дает мне покоя.

Бродя по весенним улицам своего небольшого посёлка и вдыхая запах оживающей природы с доносящимися от дороги нотками выхлопных газов, я думал о красоте чистейшего лазурного неба и великолепии человеческой жизни. Как всегда, идя по своему обыденному маршруту, я заглянул в продуктовый магазин. К моему счастью, очереди как таковой не было, мне оставалось подождать пока закупится старенькая, сморщенная, как изюм, худощавая старушка, вокруг которой вилась  маленькая девочка с пухленькими щечками и белокурыми волосами. Не знаю чем, но эта малышка зацепила меня. Я стоял и смотрел на ее. Выбившиеся из косичек локоны говорили о том, что заплели ее уже давно. Одета она была хоть и опрятно, но заметны были стертости на сгибах. Значит, одежде уже не один год. Выбивались из образа только белоснежные колготки. Так, пока я витал в своих размышлениях, бабушка ушла, но, к моему удивлению, девочка осталась в магазине, так же разглядывая стелажи. Я подошел к продавцу и попросил все, что мне нужно, но меня не покидало какое-то напряжение. Почему она одна? Где ее родители? Продавщица средних лет, посмотрев на меня уставшим, измученным взглядом, будто прочитав мои мысли вдруг сказала: «Она приходит сюда почти каждый день, осматривает  все и уходит. Будто проверяет что-то каждый раз.» Тут меня охватило чувство жалости и умиления к этой маленькой девочке. Я подошел к ней и дал ей сдачу от своей покупки, сказав, что это подарок от меня, и она может купить себе что-нибудь сладенькое. Аня, как я потом узнал, сначала посмотрела на меня настороженно, но потом всё же тихонько протянула ладошку. Взяв в руки мои пятнадцать рублей, она подошла к кассе. Её еле было видно из-под прилавка, но всё же маленькая беленькая ручка протянула денежку продавшице, а  тихий голосок попросил буханку хлеба…БУХАНКУ ХЛЕБА?  Представляете, эта маленькая девочка, которой нет и пяти лет, вместо шоколадки или хотя бы одной конфетки просит БУХАНКУ ХЛЕБА. Мы с удивлением переглянулись с продавцом, и она переспросила: «Может тебе шоколадку или пироженку? У тебя тут как раз хватает.» Но малышка покачала головой и повторила уверенней свою фразу. Женщина пожала плечами и дала ей буханку свежего белого хлеба. Я шепотом попросил дать девочке еще шоколадку и пачку сока, сказав, что заплачу за нее сам. Видел бы кто-то это расплывшееся в улыбке ангельское лицо и наполненные искренней радостью большие зеленые глаза. От этого моё сердце сжалось ещё больше, а по телу пробежали мурашки. Я решил проводить девочку до дома и задать ей вопросы, гложущие меня с того момента, как я ее увидел.  

Сначала Аня сторонилась меня, но через несколько минут привыкла и стала спокойно отвечать на все мои вопросы. Хоть ей и оказалось всего четыре года, но разговаривать с ней было очень интересно. Аня рассказала, что живет с бабушкой. Папа работает в городе и бывает дома только на выходных, а мама, зарабатывая на севере, приезжает лишь через два месяца. Когда я спросил, почему она попросила хлеб, а не что-то другое, она ответила, что часто бабушка забывает приготовить еду, потому что к ней приходят ее друзья, и они, сидя на кухне и выпивая что-то из бутылок, о чем-то разговаривают. Если раньше в это время Аня смотрела телевизор, чтобы не слышать их громкого смеха, то сейчас она гуляет по улицам и приходит в магазин, ведь после того, как свет отключили, мультики стало негде смотреть. С каждым разом меня все больше и больше поражала эта история. Натянув улыбку на лицо, я сделал девочке комплимент по поводу ее белых колготок. Но она, грустно посмотрев на свои ножки, ответила, что ей пришлось надеть их, ведь маленькая дырочка на старых колготках растянулась и стала огромной, а иголку, чтобы зашить ее, она не нашла. «Эти были парадные, я надевала их, когда мы ходили на какие-то праздники,» - отчаянно сказала малышка. Пройдя еще две улицы, Аня резко остановилась, поблагодарила меня за всё и сказала, что мы почти дошли до ее дома и провожать ее дальше не стоит. Хоть я и настаивал, но она  твердо убеждала меня в том, что бабушка не любит, когда к ним наведываются незваные гости. Мне оставалось лишь попрощаться и пойти обратно к себе домой. Так я и сделал.

Я не заметил, как дошел до дома. Всю дорогу я думал об этой девочке с большими добрыми зелеными глазами, а внутри было все пусто. Я всё пытался объяснить себе действия ее родителей. Зная, что бабушка пьет, что денег на пропитание совсем нет, они продолжают работать где-то вдалеке от своего ребенка. Зарабатывают, но для чего? Куда уходят все сбережения, если девочке и на хлеб не хватало денег? Увидев меня, жена спросила, что со мной случилось, ведь на моем лице сразу читалась эта озадаченность. Я рассказал ей, что со мной произошло. Жена сразу стала думать, как можно помочь девочке. Конечно, нам стоило сообщить в социальные службы, но я ничего не знал о девочке, кроме имени. Мы решили, что стоит пойти к ней домой и поговорить с бабушкой, а позже и с родителями. Я должен был завтра прийти в магазин в то же время и проводить девочку до самого дома.


На следующий день я до вечера прождал в магазине Аню, прошел по тому же маршруту, что и вчера, но не так и не встретил ее. Я ее больше никогда не видел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий